Роль домашних животных в формировании личности ребенка

Содержание

  1. Домашние животные и дети
  2. Научные исследования
    1. Снижение стресса
    2. Стимулирование здорового образа жизни
    3. Аллергии и иммунитет
  3. Чему в первую очередь стоит научить детей при взаимодействии с животными
  4. Как взаимодействие с животными влияет на картину мира ребенка

Домашние животные и дети

В этой статье мы рассмотрим положительный вклад домашних животных в процесс воспитания ребенка.

Обычно мы хотим, чтобы наш ребенок вырос хорошим человеком, чутким, добрым. Такая способность человека называется эмпатия.

Эмпати́я (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание», «чувство») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания. То есть, другими словами, эмпатия – это способность сочувствовать, сопереживать другому человеку, способность поставить себя на его место и понять какими мотивами и эмоциями человек движим в текущую минуту. Эта способность очень важна для того чтобы успешно строить связи в обществе и не раз пригодится вашему ребенку в жизни. И лучше всего закладывать основы эмпатии ещё в детстве.

Питомцы – это отличный тренажер, на котором ребенок будет учиться заботе, ответственности, сопереживанию. Все психологи сходятся во мнении что если у ребенка нет аллергических реакций на животных, то присутствие домашнего животного положительно влияет на формирование личности ребенка.

 
 

В 1969 г. американский психотерапевт Б.Левинсон писал, что животные помогают сломить враждебное отношение ребенка к окружающему миру и установить коммуникационные связи. Как пример, дети нуждаются в постоянном контакте, но в наше время родители в силу своей занятости не всегда могут быть рядом, выслушать, обнять. А пушистый друг всегда рядом, всегда выслушает, составит компанию для игр, побудет мягким антистрессом и тренажером для развития мелкой моторики ребенка.

Исследования доказывают, что уровень агрессивности и конфликтности у детей, имеющих домашних животных в два раза ниже, чем у детей, не имеющих домашних животных.

Дети, имеющие домашнее животное менее агрессивны, вспыльчивы и подозрительны, чаще идут на уступки и компромисс. Они более активны и менее тревожны, еще К.Лоренц писал, что «в результате общения с домашними животными дети еще в очень раннем возрасте привыкают считаться с другими».

Опыт общения с животными и уход за ними в детстве делает человека более чувствительным к ощущениям и настроениям других, воспитывает терпимость, самообладание и самоконтроль. Становясь партнерами детей, животные ускоряют их эмоциональное развитие, помогают преодолеть критические состояния и стрессы.

Научные исследования

Это все замечательно, но нам нужны факты, нужны исследования и выводы. Как дела обстоят с этим? На самом деле с этим все хорошо, есть даже отдельная наука Антропозоология. Антропозоология, наука о взаимодействии человека с домашними животными.

Исследования в области антропозоологии непросты. Очень сложно провести наблюдения и эксперименты и удостовериться, что именно наличие животных обуславливает тот или иной положительный эффект. Ведь действительно, как определить, что истинно: владельцы животных реже подвержены аллергическим реакциям, или люди без аллергических реакций чаще всего заводят себе домашних животных. Как подготовить программу экспериментов, чтобы продемонстрируют важность владения животным или эффективность лечения с их помощью?

Еще совсем недавно в этой области науки не были определены механизмы благотворного влияния на человека общения с животными. К счастью, новейшие исследования в области формирования привязанности у млекопитающих позволили предположить, что существенную роль в установлении эмоциональной связи между человеком и животным играют гормоны окситоцин и аргинин-вазопрессин, и что такая связь способна предохранять нас от разрушающего воздействия стресса. А стресс в современном обществе является источником многих болезней.

Снижение стресса

Возможность получить социальную поддержку заметно отражается на здоровье взрослого человека, и было высказано предположение, что домашние и другие животные способны оказать такую поддержку детям. Снижение стресса оказывает моментальное положительное действие на частоту сердцебиения и кровяное давление ребенка и взрослого, а присутствие животного действует таким образом на людей любых возрастов независимо от ситуации. Именно способностью животных оказывать неоценимую социальную поддержку объясняют их успокаивающее влияние на человека. Можно утверждать, что контакт с животным благотворно действует на здоровье и психологическое состояние ребенка.

 
 

Стимулирование здорового образа жизни

Домашние животные играют важную роль в стимулировании здорового образа жизни владельцев с точки зрения уровня физической активности и контроля над весом. Все увеличивающийся недостаток физической активности и ожирение у детей стали серьезной проблемой здравоохранения во всем мире, и около трети детей в развитых странах могут быть признаны имеющими избыточный вес или страдающими ожирением. Помимо общественного осуждения, насмешек и проблем с низкой самооценкой, излишний вес вызывает повышенный риск развития у ребенка многочисленных расстройств здоровья, включая сахарный диабет второго типа, заболевания сердечно-сосудистой системы, нарушения работы печени. Домашние животные, в особенности собаки, помогают сохранять физическую активность одним уже тем, что сами нуждаются в физических нагрузках и хотят играть. Некоторые исследования свидетельствуют о более высоком уровне физической активности у детей из семей, имеющих собак, а исследования, проводившиеся в Австралии, показали, что маленькие дети (в возрасте 5-6 лет) из семей, которые содержат собак, менее склонны к избыточному весу и ожирению. Также есть данные, согласно которым беременные женщины, имеющие собак, благодаря прогулкам со своими животными, более соответствуют принятым нормам физической активности.

Аллергии и иммунитет

Есть основания считать, что контакт ребенка с собаками и кошками снижает риск развития некоторых видов аллергических реакций в более позднем возрасте, а содержание животных дома может способствовать развитию у ребенка функции иммунной системы, что положительно сказывается на посещаемости школьных занятий благодаря снижению простудных заболеваний. Предполагается, что такое повышение посещаемости школы является следствием укрепления иммунной системы детей из семей, где содержатся домашние животные, благодаря противостоянию микробам, исходящим от животных. Этот эффект особенно отчетливо проявляется у маленьких детей (в возрасте 5-8 лет).

Чему в первую очередь стоит научить детей при взаимодействии с животными

  • Детей и младенцев никогда не следует оставлять без присмотра с собакой, и общение детей с собакой должно тщательно контролироваться. Некоторые собаки могут укусить. Даже те собаки, которые не выказывают признаков агрессии, могут укусить, если раздражены или им причинили боль (например, наступили на хвост)
  • Животные могут не показывать, что больны или испытывают боль, однако определенные состояния, например, зубная боль, способны вызвать изменения в их поведении. Животные, которые демонстрируют внезапные изменения поведения, должны быть осмотрены ветеринарным врачом
  • Укусы детей собакой чаще всего являются результатом оборонительного поведения собаки, то есть собака защищает корм, игрушки, территорию, щенков или другие предметы, которые она считает важными. Ребенка следует увести подальше от собаки, которой дали корм (даже если это лакомство в виде «человеческой еды») и научить не приближаться к незнакомой собаке или собаке, у которой есть щенки
  • Когда вы общаетесь с домашними животными, будьте с ними доброжелательны, говорите тихо, уважайте потребность животного в том, чтобы побыть в одиночестве, поесть и поспать без помех • Всегда спрашивайте разрешения родителей и владельцев животных, прежде чем дотронуться до какого-нибудь животного
  • Как и люди, домашние животные чувствуют боль и не любят, когда их дергают за уши и шерсть, хватают за лапы
  • Не преследуйте животное и не загоняйте его в угол, дайте ему возможность самому к вам подойти
  • Научитесь понимать и обращать внимание на предостерегающие знаки, которые подает вам животное (шипение, ворчание, отступление назад, оскал зубов), и знайте, что в этом случае нужно оставить его в покое
  • Если животное смотрит на вас испуганно и пытается отступить назад, то же следует сделать и вам. Избегайте прямого контакта глаз, некоторые собаки воспринимают это как угрозу
  • Никогда не дразните собаку, не отнимайте у нее игрушку или корм
  • Никогда не хлопайте в ладоши, не делайте взмахов ногами, не кричите и не делайте других пугающих движений перед животным
  • Любое животное, как и человек, если его спровоцировать, может укусить или оцарапать
  • Всегда мойте руки после контакта с домашними животными
 
 

Как взаимодействие с животными влияет на картину мира ребенка

  • Ответственность за свои поступки. Если сделать животному больно, то оно может и ответить, поцарапать, укусить. Ребенок быстро научиться тому, что в ответ на агрессивное поведение может последовать агрессия, это научит его быть внимательным и ласковым, научит ребенка осторожности, и пониманию чувств других живых существ;
  • Укрепление иммунитета. По статистике, после появления животных, у детей улучшается иммунитет и становится меньше аллергических реакций;
  • Уменьшение агрессии. Животное становится лучшим другом ребенка, может спать ним в одной постели, ластиться к нему на руки, чтоб его погладили, участвовать с ним в игровой деятельности. Ребенок чаще испытывает положительные эмоции и его характер улучшается;
  • Дети познают мир через прикосновения, мягкая шерстка животного, станет первым проводником ребенка в мир природы, сенсорного восприятия, навыков и знаний. Именно на примере домашнего любимца малыш узнает разницу между кошкой и собакой, начинает чувствовать форму, цвет, фактуру шерсти, её мягкость, распознавать движения;
  • Физическая активность. Постоянные игры, баловство, беготня с питомцем разовьют ребенка физически. С питомцем можно и поиграть, и понаблюдать за ним, и потрудиться (убрать, гулять, почистить, покормить). Дети из семей, которые содержат собак, менее склонны к избыточному весу и ожирению;
  • Социальные контакты. Вынося питомца во двор, ребенок сразу становится в центре внимания, ему проще наладить социальные контакты. Выгуливая питомца, легко знакомиться с другими детьми, заводить новые знакомства с такими же детками, которые тоже выгуливают своих четвероногих друзей;
  • Эмпатия. Даже некоторым взрослым порой бывает трудно переступить через свой эгоизм и понять печаль живого существа рядом, а детям это сделать вдвойне труднее, ведь они эгоцентричны. Но с помощью животных они учатся понимать чувства других и сопереживают им, ведь они никогда не скрывают своей злости или обиды. Да и ухаживать теперь нужно не только за собой, но и за животным, что дисциплинирует ребенка и учит его ответственности;
  • Понижение уровня стресса. Не всегда родители могут уделить достаточно времени ребенку. В этом случае питомец может стать отличным слушателем и другом. Тактильный контакт, объятия, нежность и проявления любви питомцем станут незаменимой психологической поддержкой.

Эта статья входит в цикл статей:

Домашние животные

В этом цикле статей мы рассмотрим роль домашних животных в формировании личности ребенка. Попробуем ответить на такие вопросы, как: «Зачем заводить домашних животных?», «Какие нюансы нужно при этом учитывать?», «Какое домашнее животное лучше всего подойдет именно вам?».
30.11.2020 | Эмпатия

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в удобных для вас социальных сетях и получайте своевременные уведомления о наших статьях и обновлениях.

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в удобных для вас социальных сетях и получайте своевременные уведомления о наших статьях и обновлениях.